Буклет профилактика нарушения осанки

Буклет

Буклет профилактика нарушения осанки

Оздоровительные упражнения для красивой осанки

  1. «Поднимание ног поочердно»

И. п. — лёжа на животе, руки согнуты впе­реди, голова лбом лежит на тыльной поверхности кистей рук. Поднимать ноги поочерёд­но, не отрывая туловища от пола. Повторить 4—6 раз каждой ногой.

2. «Тянемся-потянемся»

И. п. — стоя на четвереньках. Поднять прямую левую ногу назад, прямую пра­вую руку — вперёд, потянуться рукой и ногой в противоположные стороны. Го­лову не опускать, смотреть на руку, вернуться в и. п. То же — правой ногой и левой рукой. Повторить 2 4 раза.

3. «Окошко»

И. п. — лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, вытя­нуть руки вверх, пальцы сцеплены в замок, задержаться в этом положении на счет 2—4—6, вернуться в и.п.

4. «Ножницы»

И. п. — полулёжа на спине, опираясь на предплечья сзади. Согнуть ноги, вы­прямить их на весу и выполнять скрестные движения прямыми ногами на счёт 2— 4—6 -8. согнуть и опустить ноги. Повторить 2—4 раза.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 91

комбинированного вида»

Профилактика нарушений осанки

у детей

дошкольного возраста

Составила

инструктор по физической культуре

ГБДОУ № 91 Ершова О. А.

Болезни позвоночника – одна из основных причин ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки продолжается в течение всего периода роста.

Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад.

Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника.

Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными.

Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы.

При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и педагоги, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Рациональная двигательная активность;
  • Укрепление мышечного корсета;
  • Свежий воздух;
  • Оптимальная освещённость;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела; 
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Привычка правильно носить тяжести

Источник: https://multiurok.ru/files/bukliet-profilaktika-narushienii-osanki-u-dietiei-.html

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников

Буклет профилактика нарушения осанки

Класс: д/с

Актуальность работы над проблемой профилактики плоскостопия и нарушения осанки обусловлена негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформации стоп. С каждым годом медицинские работники выявляют всё больше детей с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.

В дошкольном возрасте осанка не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста. Наиболее частый дефект – это вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущена голова, опущены и сдвинуты вперед плечи.

Детям с нарушением зрения важно следить за осанкой, так как в связи со своим зрительным диагнозом, дети пытаются принять неправильную позу при сидении за столом, во время игр, усугубляя нарушения не только зрения, но и осанки, что в свою очередь может привести к функциональным нарушениям органов дыхания, нервной, пищеварительной системы, сердца. Всё это приводит к ослаблению здоровья детей.

Плоскостопие также чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Стопа – опора нашего тела, и любой дефект развития может отразиться на осанке.

В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование не завершено.

Изменение формы свода стопы приводит не только к местному ухудшению их функций, но и по мере дальнейшей деформации стопы к изменению положения таза, нарушению правильного положения позвоночника, что ведёт к нарушению осанки.

Поэтому для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, требуется систематическая коррекционная работа на занятиях и в свободной деятельности детей.

В процессе повседневной работы с детьми мы наблюдали их индивидуальное поведение. Нас интересовало, какое положение тела они принимают в разных ситуациях: при ходьбе, сидя и лёжа.

При внимательном наблюдении во время занятий, игр, сна, ходьбе дети принимают неправильные позы, сутулятся.

Понимая проблему, мы пришли к выводу, что работу по профилактике необходимо вести в постоянном режиме во всех видах деятельности.

Это и определило наши задачи:

1. Формировать правильную осанку (контроль, профилактика, коррекция).

2. Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стоп на основе использования средств физического воспитания.

Мы знаем, что воспитательная работа будет иметь успех, если она проводится в тесном контакте с родителями. Поэтому свои начинания мы решили осуществлять при их поддержке.

Сделали кресло «Правильной осанки», которая помогает контролировать правильность осанки и укрепить позвоночник ребенка.

Контроль осанки можно осуществлять у стены: ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком, чтобы ребенок мог вплотную встать к стене, контролировать положение позвоночника, выравнивать и держать спину. У стены проводится индивидуальная работа с детьми.

Даются различные динамические упражнения: отведение рук и ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек.; расслабление – от 6 до 12 сек.

Во время утренней гимнастики, физминуток или на физкультурных занятиях часто проводим упражнения с предметами на голове (мешочки, наполненные крупой, мячи, кольца). Эти упражнения способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы, и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; приседаниях; ходьба на коленях, не уронив при этом положенный на голову предмет. Также выполняем упражнения на координацию движений.

Здесь были весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. На прогулке используем различные игры с этой целью.

Все упражнения и игры способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Во время бодрящей гимнастики (куда входят упражнения на коррекцию осанки, дыхательные упражнения, самомассаж) проходят по массажным дорожкам – это и закаливание, и профилактика плоскостопия.

Массажные дорожки мы сделали сами с привлечением родителей (использовали нестандартный материал).

Мы считаем, что вот такое нестандартное оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.

Одновременно мы начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула; правильно ходить и стоять.

В группе мы повесили картинки (плакаты), изображающие правильную осанку за столом.

Оформили папки – передвижки, комплексы коррекционных игр и упражнений, картотеки «Оздоровительные игры», «Практические занятия по физической культуре», «Осанка», «Плоскостопие», «Здоровые ножки».

Вниманию родителей предложили памятку «Профилактика нарушения осанки», буклеты «Какая должна быть обувь у дошкольника», «Упражнения для профилактики плоскостопия дома». С детьми изготовили альбом «Здоровячок».

Провели семинар-практикум для родителей «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки».

Родителям были представлены презентации «Что такое плоскостопие», «Как сделать осанку красивой», «Лечебная гимнастика и массаж», консультации «Гимнастика и массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки», «Подвижные игры для профилактики нарушения осанки», показаны различные упражнения, массаж и самомассаж для профилактики плоскостопия и укрепления иммунитета.

Мы провели физкультурные досуги «Мы здоровыми растём», «Здоровые ножки». Разработали цикл занятий по валеологическому воспитанию, комплексы коррекционных упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Самым главным итогом нашей работы за год стало то, что дети сами начали следить за своей осанкой и за осанкой других детей, укрепили мышцы голеностопного сустава, спины, живота.

У детей повысился интерес к физическим упражнениям, управлению собственным телом.

В следующем учебном году мы продолжим работу над этими задачами, так как считаем, что такую работу необходимо в детском саду проводить систематически.

8.07.2019

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/675251/

КостиЗдоровы
Добавить комментарий